СКОРО В ШКОЛУ
Чему и как учить ребёнка до поступления в школу
- Давайте ребёнку возможность узнавать в предшкольный период как можно больше, пусть он занимается тем, что у него лучше получается – так он скорее научится любимому делу.
Главное, чем овладевают дети в первом классе, - это не конкретные знания и навыки (хотя и они тоже), а умение учиться!
Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, умения управлять своими движениями, телом.
- Старайтесь развивать у ребёнка ловкость, координацию движений, гибкость, силу, выносливость, которая особенно необходима будущему школьнику, так как тесно связана с работоспособностью, необходимой для успешной учебной деятельности.
Помните: нередко именно из–за недостаточного физического развития, особенности личностных качеств некоторые дети отстают в учёбе.
Для развития воли у дошкольника необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивацией. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если у него не сформирована готовность к социальной позиции школьника.
- Вырабатывайте у дошкольника понимание того, что он вступает в новую – школьную жизнь и становится учеником.
Старайтесь, чтобы ребёнок понял важность школьного обучения, уважения учителя, одноклассников, с интересом ожидал поступления в первый класс.
Как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни
- Приобщайте дошкольников к занятиям физкультурой и спортом (без перенапряжения), укрепляйте его физическое здоровье.
- Воспитывайте у ребёнка умение межличностных отношений: способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; подводите его к пониманию полоролевых различий между мальчиками и девочками.
- Как бы хорошо ни был подготовлен ваш ребёнок к школе, первые дни и месяцы внимательно следите за его реакцией на перемены в жизни, вызванные новым этапом – обучением в школе.
- Давайте правдивые ответы на все вопросы вашего ребёнка, без лишних деталей и на понятном для него уровне.
- Всегда будьте готовы помочь ему во всём – в организации дня, овладении чтением и письмом, выполнении заданий.
- Старайтесь отвлечь ребёнка от нежелательных привычек, не запугивая его.
- Чаще интересуйтесь собственным мнением ребёнка, его эмоциональными переживаниями и желаниями.
Помните, что ребёнку необходимо ваше внимание в этот трудный, жизненно важный для него период, ваша помощь ускорит его адаптацию в коллективе первоклассников.
Как научить ребёнка читать или игры со звуками и буквами
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, в супермаркете и даже на кухне можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш.
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: А есть ли звук в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких словах еще есть звук а? Подбирайте слова вместе с ребенком. Например, в игре «Фрукты» называйте первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, яблок(о), слив(а). Что ребенку было интересно используйте различные призы: наклейки, карамельки и т. д. Играйте с ребенком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который она обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы- «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, рисовать на песке или снегу палочкой.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ребенку предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.
Познавайте окружающий мир вместе с вашим ребенком!
Как подготовить ребёнка к школе?
- Хвалите ребёнка за любые, даже незначительные успехи.
- Наберитесь терпения, исключите из общения с ребёнком окрики и резкость.
- Если у ребёнка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
- Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
- Ребёнок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
- Учите ребёнка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10 – 15 минут.
- Повторяйте с ребёнком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
- Предлагайте ребёнку решать простые задачи.
- Учите ребёнка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
- Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам (например, стол, стул, шкаф – мебель).
- Внимательно относитесь к здоровью ребёнка. Хорошее здоровье – залог успешного обучения в школе!
Что такое "Готовность ребёнка к школе?"
Готовность к обучению в школе - это развитие таких качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
Готовность к обучению к школе включает различные виды готовности.
«Функциональная готовность», или «школьная зрелость»- достаточный уровень созревания у ребенка мозговых структур и нервно-психологических функций.
Мотивационная готовность - обеспечивает положительное отношение ребенка к школе, благодаря этой готовности у ребенка формируется положительная внутренняя позиция к школе.
Интеллектуальная готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти, воображения, внимания и других познавательных процессов.
Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребенка многих качеств и свойств.