Важнейшей задачей учреждения дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам. Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Структурными компонентами прогулки являются:
самостоятельная игровая деятельность;
познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов и т.д.);
двигательная деятельность: (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физической культурой – согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
трудовая деятельность;
индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
Последовательность структурных компонентов прогулки варьируется в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности, умственного напряжения и носят статичный характер, то в начале прогулки проводятся подвижные игры высокой активности, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить, помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Таким образом, основной метод формирования представлений и умений об окружающем мире – это наблюдения. Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-15 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Проводятся ежедневно (на каждой прогулке).
Одним из структурных компонентом является выполнение детьми посильной трудовой деятельности. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Формами организации труда являются: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. Обязательным условием при организации труда детей на участке будет: мотивация детей на труд, определение объёма работы, распределение обязанностей, подготовка оборудования, выполнение трудовых операций, уборка оборудования, оценка деятельности.
Следующим структурным компонентом прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и физические упражнения. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.
Осуществляется индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования. Например, индивидуальная работа по развитию движений и физических качеств, по совершенствованию двигательных умений и навыков (напр. для одних организуется игра с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы, и т.п.). Также осуществляется работа по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии и т.п. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия для самостоятельной деятельности детей, которая нуждается в грамотном руководстве. Помимо установленного оборудования участка, следует иметь дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
Требования безопасности при организации прогулки. Перед выходом на прогулку воспитатель дошкольного образования осматривает игровой участок на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Воспитатель дошкольного образования должен обеспечить полную безопасность воспитанников, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. При использовании оборудования (горки, лестницы, лабиринты, качели, качалка-балансир и т.д.), воспитатель должен следить, чтобы рядом не было других детей. В процессе прогулки воспитатель должен формировать навыки безопасного поведения, правила безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается:
- Оставлять детей одних, без присмотра;
- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В уголке для родителей на информационных стендах необходимо разместить консультации следующего содержания: «Как важна прогулка», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». Задача педагогов грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок.
Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста. Содержание наблюдений с воспитанниками на прогулке.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающего мира. Как воспитатель дошкольного образования, я использую наблюдения на ежедневных прогулках, на занятиях, экскурсиях, во время работы на земельном участке, в уголке природы.
Через наблюдения ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира. В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Использование наблюдения как метода познания является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков.
В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений.
Существуют разные виды наблюдений:
в зависимости от количества детей: индивидуальные наблюдения, групповые наблюдения; фронтальные наблюдения.
в зависимости от содержания: наблюдения за животными, наблюдения за растениями, наблюдения за явлениями неживой природы, наблюдения за сезонными изменениями, наблюдения за погодой, наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д.
в зависимости от времени, затрачиваемого на наблюдение:
кратковременные - организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, в ходе их дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.Организуются с детьми младшего дошкольного возраста.
длительные - организуются с детьми среднего, старшего дошкольного возраста - дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (птицы, прилетающие на участок учреждения дошкольного образования; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике). В процессе этих наблюдений детям предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше. Длительные наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей группе – самостоятельно. Детям старшей группы предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного.
в зависимости от цели:
распознающее наблюдение либо первичное - используется во всех возрастных группах - (их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдений имеет место в том случае, когда ребёнок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением),
наблюдение за изменением и развитием объектов и явлений природы (используется в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста), воссоздающее наблюдение (это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Это наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли на рабатках определить необходимость поливки), или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошёл или кто прилетал на участок учреждения дошкольного образования, по цвету ягод — спелые они или нет). Используется в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Содержание наблюдений на прогулке определяется учебной программой дошкольного образования.
Осенью ежедневно организуется наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, предлагается им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания обращается внимание на то, как одеты сами дети. Предлагается потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуется наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.
Зимой используются различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагается детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращается внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.
Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. При этом обращается внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускаются в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.
Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Можно предложить им вопросы: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращается внимание, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система представлений у детей.
Проводя наблюдение, необходимо учитывать три основных этапа.
На 1-м этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям даётся время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему своё отношение.
На 2-м этапе, учитывая возрастные возможности детей, используются разнообразные приёмы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливаются необходимые связи. Детям задаются вопросы, загадываются загадки, предлагается обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приёмы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у них эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.
На 3-м этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом
Литература
Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными / Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.
Логинова, В. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. Логинова, А. Матвеева, П. Саморукова // Дошкольное воспитание – 1970. - № 6. – С.23.
Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошк. учр. / А.И. Иванова. – М., 2003. – 56 с.