Учителя- дефектологи

Пальчики развиваем – говорить помогаем

Используйте любую возможность, чтобы улучшить мелкую моторику рук вашего ребенка. Советы для родителей детей 4-5 лет.
развернуть

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2.  Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. 
  3.  Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить на сколько, развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша. 
  4.  Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка. 
  5.  Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. 
  6.  Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук. 
  7.  Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка: - развивает сенсомоторную координацию;  - развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";  - формирует навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);  - способствует развитию речи;  - развивает творческие способности.
  8.  Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка. 
  9.  Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук. 
  10.  Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 
  11.  «Сухой бассейн»  Материал: «пальчиковый бассейн» - тазик или коробку с высокими бортиками, заполненную на 10 см фасолью, гречкой или горохом;  поднос для «пальчикового бассейна», массажный шарик с шипами.                            Игровые приемы:                                                                                                                                                                            • предложить ребенку опустить руки в «пальчиковый бассейн» и потрогать фасолинки, горошек или гречку                           • попросить ребенка переложить: фасоль, гречку или гречку горстью, щепоткой, указательным и большим пальцами;             • провести пальчиковую гимнастику:  - «согреть фасолинки, горох или гречку» - потереть между ладонями;  - «сжимать и разжимать кулаки с фасолью, гречкой и горохом, держа руки в «бассейне»;  - прижать ладони ко дну «пальчикового бассейна» и, не отрывая их, поочередно поднимать и опускать пальцы;  - «закопать» руки на дно «пальчикового бассейна», перебирая пальцами его содержание;  - предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь какой-либо определенный предмет или предметы заданной фактуры или формы;  - попросить ребенка опустить в «пальчиковый бассейн» резиновый мячик с шипами, достать его и предложить «помочь ежику почистить иголки» снять с него все фасолинки, горошек или гречку. 
  12.  «Переборка круп», игры с крупами (семянотерапия), насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.                                                       Материал:  - Поднос;  - Емкости с различными крупами и песком;  - Емкость с отверстием в верхней части – «копилку»;  - Крупные бусины двух цветов;  - Два высоких пластиковых стакана для пересыпания круп.                                                       Виды работ: - предложить ребенку опустить руки в емкость с крупой и перебирать ее;  - попросить ребенка закрыть глаза, опустить руку в емкость с крупой и определить ее на ощупь;  - насыпать на поднос тонким равномерным слоем крупу, а затем:  • собрать крупу горкой;  • ставить на крупе отпечатки ладоней;  • «походить» по крупе пальчиками, оставляя следы;  • собрать крупу руками, пальцами с подноса в стакан;  • «покормить птичек» манкой или пшеном;  • провести крупой или песочком дорожку от одного домика к другому;  • сделать крупой или манкой аппликацию;  • перемешать фасоль и горох (гречку и рис) и предложить ребенку разложить их на две кучки.  13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Подготовила: учитель-дефектолог Дрозд Н.М.

 

свернуть

ПАМЯТКА "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ"

Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?
развернуть

Памятка для родителей

 «Волшебный мир звуков»

    Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

   Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

   Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

   У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

   Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

   Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома.

Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?

Игра «Будь внимательным!»

   Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка. Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» — в конце слышим звук П.).       Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.

    Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

 

Игра «Назови картинки»

   Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д.

Игра «Придумай имя»

   Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

   Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА — Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ, не МЭ, а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

  Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

Игра «Отгадай слово»

  Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Прохлопай слово»

   Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога). Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

   Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом. «Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.

Игра «Шутки - минутки»

    Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют ее.

 Примеры:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мед.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог

                                                                                                                                                      Дорош Н.Е.

свернуть

Инклюзивное образование. Каждый имеет право быть разным

В Республике Беларусь государство гарантирует каждому ребенку возможности и благоприятные условия для физического, нравственного, духовного, социального развития. Равные права признаются за всеми  детьми без исключений и дискриминации.

Телевизионный цикл  фильмов «Каждый имеет право быть равным» создан по инициативе Детского Фонда ООН  (ЮНИСЕФ)  в Республике Беларусь.  Цикл из 21 фильма направлен на формирование позитивного отношение общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям. Одна из задач цикла - изменить отношение общества к людям с особыми потребностями.

Уважаемые родители  предлагаем познакомиться с фильмами на сайте  по адресу   http://special.unicef.by/

1

"Солнечные дети"

О детях с синдромом Дауна. Дает возможность не только увидеть особенности, которые делают персонажей уникальными, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются каждую минуту, увидеть их творческий потенциал в различных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

2

"Маленький дневник  большой жизни"

Об воспитании ребенка с аутизмом.

3

"Жизнь с преградами"

О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дает возможность не только увидеть особенности, которые делают персонажей уникальными, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются каждую минуту, увидеть их творческий потенциал в различных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

4

"От простого к сложному"

Необучаемых детей нет- девиз фильма. Об обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями в ЦКРОиР.

5

"Жизнь как танец"

 О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реализующих себя танцами в инвалидных колясках, фехтованием.

6

"Дай мне победить"

Об параолимпийском спорте и спортсменах- параолимпийцах.

7

"Ищу одного"

Об оздоровлении как способе включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.

8

"Мелодия свету"

Про детей с кохлеарным имплантам.

9

"Семья для каждого ребенка "

О счастье и чуде, которые можно обрести через любовь, тепло, заботу друг о друге и уверенность в том, что вместе вы сможете преодолеть все препятствия.

10

"Социальная перадышка"

О содержании и преимуществах форм поддержки и помощи семье. Например, в Белорусском детском хосписе предоставляется услуга социального отдыха для родителей детей с АНФР и инвалидов. Благодаря этой услуге родители получают возможность расслабиться, уделить внимание другим детям, позаботиться о собственном здоровье, а за ребенком ухаживают профессионалы и волонтеры, занимаются им, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекаются. 

11

"Молчаливое согласие"

О детях с нарушением слуха. Дает возможность не только увидеть особенности, которые делают персонажей уникальными, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются каждую минуту, увидеть их творческий потенциал в различных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

12

"Мой невидимый свет"

Об слепой девочке, которая хорошо поёт.

13

"Диалог в темноте"

О слабовидящих детях. Дает возможность не только увидеть особенности, которые делают персонажей уникальными, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются каждую минуту, увидеть их творческий потенциал в различных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

14

"Интеллектуальные нарушения"

 Об детях, которые обучаются в классах  интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.

15

"Сложное начало большого пути "

 О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.

16

"Мама – главное слово  в каждой судьбе"

О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особыми потребностями

17

"Терпение и труд"

Об трудоустройстве лиц с ОПФР

18

"Чудо любви"

Об истории приемной семьи.

19

"Жить  как все"

Про жизнь детей в домах-интернатах.

20

"В каждом ребенке солнце "

 Об оказании медико-социальной и семейной помощи, о деятельности Гродненской областной организации Белорусского общества Красного Креста.

21

"Безграничные  люди"

 О людях с особыми потребностями, их проблемах, трудностях, достижениях.

 

свернуть
поделиться в: